вторник, 7 декабря 2010 г.


Епископ Порфирий (Успенский) – критик афонских преданий

Епископ Порфирий (Успенский) – русский востоковед, византолог и археолог, известный также как непримиримый критик
недостоверных фактов, имеющих место в популярной афонской истории. Он
был одним из первых русских ученых, которым удалось проникнуть в архивы
афонских монастырей и ознакомиться с древними актами греческих и славянских
обителей. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко анализирует
использованный епископом критический метод исследования.

понедельник, 6 декабря 2010 г.

Русская сказка - 1

После Божественной Литургии и попытки экстренно доделать всю работу, с которой мне предстояло проститься как минимум на 4 дня, мы с Володей после дружеских, духовно-отчеческих и научно-материнских наставлений в 10-27 по московскому времени вышли из Кузнецов. Шел мокрый дождь. "Поздняя осень, - подумал я - не люблю это время года: холодно, промозгло и ноги все время промокают; в Петербурге наверное еще более не-по-родному". Мы дошли до метро "Новокузнецкая" и сели в поезд метро до станции "Речной вокзал". Там мы нашли автобус до Клина и, сев в него погрузились в думы о жизни, переходящие в мирный студенческий "постлитургический сон".
Так "цивильно" началось наше путешествие в Петербург. Для Вовы это была, наверное, первая попытка экстремального bagpacking'a. Не со всек точек зрения удачная, но уж точно экстримальная.
Около 12-20 мы встали в Клину возле светофора, у которого этим летом я так быстро застопил фуру (минуты за две), которая успешно довезла меня до Конаковского поворота и препоручила по рации другому водителю, довезшему меня до самого Питера.
И вот мы, полные радостных надежд, подняли наши большие пальцы и стали стопить...
Прошло около получаса...
Вова обернулся ко мне и сказал с веселым видом: "В такой позе они встретили рассвет".
Это было недалеко от правды...
Прошло еще полтора часа. Я сказал, что стоять здесь больше нет смысла, брать двоих мокрых иподьяконов никто не хочет и нужно искать альтернативные пути.
Путь нашелся. Долго ли - коротко ли, мы пересели на железную дорогу и электричкой доехали до Твери. Там, попив на вокзале чаю, купили билеты до Петербурга в плацкартный вагон, немного разочарованные, что экстремальные приключения наши так скоро закончились и уже в 10 утра на следующий день мы прибудем на Московский вокзал Северной столицы. Мы так думали...
Посидев в гостеприимном wifi привокзального макдака, мы, дождавшись отмашки моего друга К., сели до маршрутки, идущей в небольшую деревеньку совсем рядом с Тверью, в которой располагается небольшой монастырёк, который мне незадолго до этого посчастливилось посетить.
В Твери тем временем валил снег. Начиналась нормальная русская зима.
За окном маршрутки было темно и когда фонари за окном стали встречаться реже попытки идентифицировать очертания близлежащих объектов перестали быть успешными. Через несколько минут выяснилось, что поворот на деревеньку мы проехали...Постояв на какой-то площадке в лесу, пока водитель отдохнул мы, преодолев пару километров вышли на дорогу и, чуть не загребая ногами снег, пошли в сторону монастыря.
Сзади зашумела машина. Обрадовавшись возможности проехаться еще немного "автостопом", мы затормозили машину и попросили подбросить до монастыря.
Оказалось, что нас уже ждут. "Так я и смотрю по подрясникам, что наши," - сказал водитель.
В монастыре мы кратенько встретились с игуменом, а затем (наконец-таки) поужинали одни в небольшой трапезной. После этого также одни посмотрели храм (все места, куда мы хотели зайти для нас заранее отпирали, а потом, после нашего ухода запирали - возникало впечатление, что в монастыре никого нет) и пошли в приготовленную для нас келью, где помолились и прилегли отдохнуть, ожидая звонка-подтверждения такси, любезно вызванного для нас игуменом.
За окном кельи шел снег и не было видно ни души. Деревня подремывала. Мы лежали на наших кроватях, нам было тепло и хорошо. И так хотелось остаться в гостеприимном монастыре подольше.

Мы остались здесь дольше, чем изначально хотели.
Но это уже другая история...

Мирянским чином


Мирянским чином

Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли....

Интересная статья.


Справедливости ради скажу, что был у меня опыт участия в мирянском богослужении. На втором курсе, кажется, в одном из подмосковных храмов, по благословению тамошнего благочинного я, во время болезни священника, возглавлял воскресную всенощную. И, надо сказать, и прихожане и клирошане остались довольны.  Так что, удачи всем, кто в этом направлении подвизается...