вторник, 24 августа 2010 г.

"Жаркое лето" или "Как Дядя Кирюша ходил в библиотеку", Ч.3

11.08. Среда

В это прекрасное утро я от души выспался и поехал в Александро-Невскую Лавру, а точнее в СПбДА. Учитывая, что по телефону мне дали "от ворот поворот", я зашел туда более для того, чтобы повидать товарища и бывшего моего со-иподьякона, а ныне иеродиакона С. И вместе с тем поинтересоваться у него, нельзя ли как-нибудь разрулить ситуацию с библиотекой.
По дороге к метро "Проспект Ветеранов" (по-местному "Ветерок") мне пришлось лицом к лицу встретиться с таким явлением как попрошайки Культурной Столицы. Явление это совершенно особенное, как и сама Культурная Столица. В Питере практически нету нищих, какими полнится Москва. Там каждый профессиональный попрошайка строит из себя порядочного обывателя, который попал в тяжелую ситуацию (забыл деньги на проезд/не хватает на жетон/украли кошелек и т.п.)и выработанные в Мск реакции в таких случаях совершенно не работают. А еще в Культурной столице в каждом, даже маленьком торговом центре есть книжный магазин. Это хорошо, конечно, но вот позльзуются ли ими местные жители до такой степени?



Но вернемся на набережную Обводного канала.
Непосредственно перед входом в Академию прочитал письмо своей дорогой научной руководительницы, в котором она посоветовала в случае отказа "официальных структур" обратиться к отцу-библиотекарю игумену Стефану (Садо). "Ну, попробую..." - подумал я.
В поисках иеродьякона С. в коридорах Академии я наткнулся на улыбчивого
отца, у которого и поинтересовался о местонахождении товарища. Пока спрашивал, по ассирийской внешности понял, что с о. Стефаном и говорю. Вкратце объяснил ему
ситуацию, на что тот мне ответил, что-то вроде того, что "не проблема -
пойдем". Так что, минуя преграды, по благословению о.Стефана, возможность
работать в библиотеке СПбДА у меня появилась, чем я сразу же и воспользовался.
Поработав какое-то время в библиотеке Академии, я отправился в РНБ, где провел оставшуюся часть дня над книжками пастырской тематики начала прошедшего века.


Игумен Стефан (Садо)

Изучая всю эту "литературу" я возблагодарил Бога, что живу в XXΙ веке. Приходская жизнь в начале XX меня удручает все более и более. Почему-то тогда священники все больше внимания стремились уделять "служению простому народу", при этом мало обращая внимания на Самое Важное.
Чтобы не быть голословным, приведу пример.
Двухтомная "настольная книга для духовенства" "Что и как может и должен сделать священник для благосостояния своего прихода".
Часть первая.
1. "Образцовый приход" (рассказ) -"репортаж" о приходе, в котором священник организовал "доп.класс" в ЦПШ, общество трезвости (больше всего про это, наверное), братство, приют, читальню, чайную, склад семян, кредитное товарищество, общественную лавку...
2.Почти вся оставшаяся часть первой книги - указания, шаблоны прошений и рекомендации про то, как все это организовать.
Про "духовную составляющую" ничего нету, НУ НЕТУ!!! Говорится только, что жители "образцового прихода" "религиозны", читают и обсуждают хорошие книжки, ежегодно говеют. Слишком много внимания уделено обществу трезвости, врачебным и хозяйственным рекомендациям.
3. "Попечение священника о юношестве прихода"
а) рассуждения о юношеской смертности
б) девичьи вредные для здоровья веяния (чернить зубы, белить лицо, сдавливать плечи и грудь). Типа "а давайте объединим голос медицины с прежде молчавшим по этому поводу голосом духовенства"
в) Привычки юношества
*привычка к пьянству (тут еще был фантастический passage про "совместимость человека со спиртным началом", которым автор объяснял склонность/не_склонность того или иного человека к алкогольной зависимости и отжог про червей, которые живут в пищеводе и вынуждают человека выпить)
*привычка к табаку
*азартные игры
г) забавы юношества
Тут тоже всякие странные вещи. Например, священнику предлагается требовать от сельских обществ, чтобы вечерние гуляния молодежи в зимнее время запрещались и заменялись поучительными беседами в домах (это чтоб молодое поколение не простужалось). Или чтобы горку для катаний делали более безопасной. Или (fantastic!) чтобы при забавах юношей всегда присутствовал "контролирующий взрослый" (ибо так сии неразумные юноши не будут петь непристойных песен).
д) средства против разврата, подручные священники (изучение этого явления, статистики, причин и т.п.)
е) супружество
ж)сиротство юношества

Часть вторая.
О борьбе с неверием
Примеры из деятельности зарубежного духовенства
Беседы (внебогослужебные) по гигиене (и вообще о болезнях - очень много)
О борьбе с расколом
Объявления (изготовление мебели, лечение геморроя, книги и журналы для пастырей от нашей редакции по низким ценам)

Вернулся на квартиру, пообщался с "бабушкой", лег спать. Тем день и кончился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий