или немножко про единоверие...
Недавно с другом был в Михайловской Слободе, известной как крупнейший старообрядный приход МП.
Итак, выводы:
1. единоверие сегодня - это не стилизация
2. У меня есть некая тоска по традиционным порядкам. "Я хочу жить в стране длинных юбок, больших платков, долгополых кофтанов". Понимаю, что это нереально, но как же красиво и здорово, когда хотя бы в церкви тебя окружают люди, одетые "100% благочестиво". И если в приходе так одеваются все, то вопрос о длине юбки у девушки или рукавов у парня уже не встанет, скорее всего.
3. Служить не спеша. Это так здорово и одновременно так трудно. Для современного человека трехчасовая служба это уже почти подвиг. Вывод - нужно искать оптимальные варианты. Впрочем - дело каждого отдельного прихода.
4. Дисциплинированные бабушки приятно удивили. Никакой толкотни, "вечного пасьянса" из свечек и шипения за спинами. Все стоят молча аккуратными рядочками и молятся.
5. Идея синхронности. Одновременные поклоны, одновременное осенение себя крестом - все это достаточно заманчиво. Немного неудобно бывает не вставать на колени тогда, когда это делает большинство предстоящих. На Литургии Верных в наших храмах картина зачастую странная: кто-то стоит прямо и делает поклоны в определенные моменты (как вообще и правильнее), кто-то стоит на коленях, кто-то "лежит" ниц. Но не сковывает ли синхронность проявления личного религиозного чувства? Может стоит оставить на усмотрение прихода местные обычаи коленопреклонения. (Пример: поклон на "Святая Святым" никакими уставами не предусмотрен, но в МСК его делают почти во всех приходах, в других городах - нет).
6. Унисонное пение - радует понятностью, но меня, привыкшего к чему-то более сложному со временем утомляет. Наверное, это все дело привычки.
7. Евхаристическая жизнь у "православных старообрядцев" очень слабо развита. Радует тот момент, что на заседании комиссии Межсоборного присутствия по приходским вопросам о.Иван Миролюбов (нынче - главный единоверец РПЦ) высказался в поддержку "кузнецовского" проекта определения и в вопросе о частоте причащения предложил исправить слово "установить" [такую-то частоту] на "рекомендовать", не сопротивляясь общему настрою документа.
8. Перспективы (фантастика). В общем, имхо, у старого обряда в лоне РПЦ есть еще некоторый потенциал. Под их практики подвести бы еще богословскую базу, да активизировать евхаристическую жизнь, да тексты отредактировать (грамматически) - и молодежь к ним может потянуться.
Вот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий